При устройстве в море при СССР были свои минусы и плюсы.
Начнем с того, чтобы устроится в СССР на работу на судно загранплавания, прежде всего, требовалась характеристика-рекомендация с последнего места работы или с Вооруженных Сил.
Эта характеристика-рекомендация подписывалась руководителем предприятия, секретарем парторганизации, председателем профорганизации, командиром воинской части и заверялась печатью и давали ее далеко не всем желающим.
Сначала высылались по почте необходимые документы в рыболовную контору (чтобы открыли визу, нужно было ждать около полугода для ее подтверждения) и начиналось длительное ожидание вызова на работу в море. Без вызова на работу мало кто приезжал.
Отслужив два года в рядах СА (Советской Армии), взяв с собой характеристику-рекомендацию, ждать у моря погоды не стал, и вместе с товарищем поехали на Север покорять просторы океана (тогда это было только в перспективе).
По приезду поселились в гостиницу, узнали адреса рыболовных контор (их потом стали называть фирмы), "ноги в руки" и вперед по всем отделам кадров. Но почти во всех конторах рыболовные суда - в первых были визированные (загранзаплыва), требовалось подтверждение визы (которой у нас не было) и во-вторых - нужны были морские специалисты.
После двухнедельного скитания стали решать - уезжать обратно или устраиваться на работу. Остановились пока на втором варианте, уехать всегда успеем. Присмотрелись вакансии в рыбном порту, все же ближе к морю. Я начал оформлять документы на работу по электрической части (образование позволяло - техникум до службы в СА успел закончить). Товарищ устраивался на нефтебазу в рыбном порту, что-то связано с КИПиА (контрольно-измерительными приборами и аппаратурой). Документы были оформлены и после выходных, с понедельника нужно было выходить на работу.
Только все изменилось после того как товарищ встретил земляка, который вернулся с продолжительного рейса. Пообщался с ним, пожаловавшись на свои проблемы с трудоустройством в море. Земляк посоветовал сходить в одну кантору - Рыбакколхозсоюз, где можно было, устроится на
работу в море на рыболовные суда, не имея визы, без заходов в иностранные порты. И в этих рыболовных колхозах новичкам было выгодно работать, полярка (у нас не было), не сильно влияла на заработную плату. Различие в зарплате между членами экипажа в рыбакколхозах, было только в распаевке и в окладах.
Многие об этом не знали, многие ждали вызовов. Так что ажиотажа с устройством на работу не было.
На работу в рыбный порт с понедельника не вышли, а пришли в рыболовную контору в отдел кадров. Приняли на работу нас без лишних вопросов (кстати - было так называемое северное лето).
Моему товарищу предложили сразу работу в море камбузником (юноша), на что он и согласился.
В конторе дали мне направление на учебу матросом 2 класса в курсовой комбинат, товарищу направление на прохождение медкомиссии и на судно.
Судно стояло в порту, и я после учебы приходил к нему, где можно было, что-то перекусить. После прохождения медицинской комиссии мой товарищ ушел в море на тральщике СРТМ, в море, на три с половиной месяца (95 суток). Такова была продолжительность рейса этих рыболовных судов. Так же возможен был заход в родной порт по набору полного груза выловленной рыбы.
Я же продолжал обучение на матроса.
Предоставили общежитие за символическую цену, что было не плохо, потому как финансы начали петь романсы. Срок обучения вместе с тренировками на учебном судне БУТС занял примерно месяц.
После окончания учебы, сдачи экзаменов, прохождения медкомиссии был направлен на судно (печеночник), бортовик типа «Океан».
Выйдя в море, попали сразу в шторм и первый рейс на промысловом судне был для меня настоящим испытанием (быть или не быть). С морем, до этого момента, был знаком только стоя на берегу. И что такое качка слышал в разговорах, не придавая этому большого значения. Думал, доработаю этот первый рейс и никаких больше морей. Одно радовало, что рейсы были короткие, набрал груз и в порт на твердую землю. Груз печени трески (примерно 200 тыс. банок) набирался за 15-30 промысловых дней в зависимости от количества сырья и погодных условий в море.
Но когда после первого рейса (груз взяли за 15 суток), получив в кассе зарплату - пай 0.95 матрос без класса - 1931 рублей (при средней зарплате 120 рублей в средней полосе в то время) призадумался, а стоит ли убегать от этого? Как говорят - стерпится, слюбится. Все так и получилось. Так и второй рейс, третий...
Здесь фотографии комсомольского билета. Уплата членских взносов. Ежемесячно указывались месячный заработок и сумма взносов. Зарплата за август – 1931 руб. Сумма комсомольских взносов - почти 29 рублей. (Это в 1986 году цена билета на самолет Мурманск-Ленинград).
Может возникнуть вопрос - почему такая высокая зарплата была на "печеночниках" в то время, когда на тральщиках на порядок ниже. На судах, которые занимались выработкой печени трески - оплата (точнее премия) была не ограничена и иногда превышала вдвое, а то и больше саму зарплату моряка в море. По такой высокой зарплате мой первый рейс был и последним. Руководство посчитало, что моряки на таких судах получают и так много и сделали "потолок" - 40% премии.
Затем все изменилось, печеночное судно на "иголки" и мне дольше пришлось осваивать траловый вид промысла.
Были разные районы промысла, продолжительности рейсов и рыболовные суда, на которых приходилось работать, но первый рейс и первая зарплата в море была незабываемой.
После хорошего рейса поселялись в гостиницы или в "новом" ДМО (дом междурейсового отдыха), если рейс плохой (не рыбный) жили и в старом ДМО в трех или четырех местных номерах. Но в старом ДМО было одно преимущество. В подвале был бассейн, и посещали его все живущие и желающие, предъявив только медицинскую книжку с комиссией.
Вот примерно так можно было устроиться на работу в СССР (Союзе Советских Социалистических Республик) в море на рыболовные суда и получать достойную оплату за свой труд. Задержек в выплате зарплаты за весь период работы в море не было. Продолжительность рейса увеличивали, но на небольшие периоды времени и с согласия большинства экипажа рыболовного судна.
Не сочтите это за ностальгию по тем временам. Просто взгрустнулось….