Воспоминания. , Мурманский траловый флот |
Поиск в теме | Версия для печати |
GenkaSV36 |
Отправлено: 17 Января, 2017 - 18:27:18
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
О пожаре
"""""""""""""
Пожар на судах в открытом море - самый опасный враг для моряков.
К сожалению, пожары периодически происходят на судах различного тоннажа и назначения.
Об одном из них мне рассказал старший помощник капитана, участвующий в операции по спасению экипажа рыболовного траулера, на котором произошел пожар.
Название траулера и время произошедшего вспомнить затрудняюсь. Если брать по годам, то - вторая половина 60-х годов прошлого столетия. Но очень хорошо помню, как тяжело переживали жители Архангельска и Мурманска гибель моряков, погибших в этой огненной стихии.
Вот, что рассказал мне старпом.
трагедия произошла в районе Исландии во время перехода траулера на промысел. Судно вышло из Архангельска в свой первый промысловый рейс. Первый потому, что оно пришло из новостроя в Польской Народной республике. Команду подбирали наспех. Естественно, экипаж не успел толком ознакомиться с устройством судна, а оно было первым из подобной серии. Все переборки в жилых помещениях поляки обшили пластиком. Там же установили датчики на задымление и вывели их на общий пульт сигнализации и расположили его на мостике.
Море штормило. На ночной вахте старпома сработала пожарная сигнализация. Старшой посчитал срабатывание ложным и отключил пульт. Но техника оказалась умнее старпома, так как на мостик поднялся боцман и коротко, но убедительно произнес: "Старпрм, мы горим!". Сыграли судовую пожарную тревогу. Как позже признались спасенные, что все приняли тревогу за учебную (на переходах часто проводились учебные тревоги). Когда дым стал поступать в каюты, все поняли, что на судне пожар. Поднялась паника, т.к. многие не знали куда бежать и что делать. Сплошного огня еще не было, но люди задыхались от выделяемого пластиком угарного газа и теряли сознание. Те, кто знал, как попасть в машинное отделение, спускались туда. Как позже говорили спасенные механики, что аварийный лаз из машинного отделения на верхнюю палубу оказался заваренным. Его взломали и людям удалось выбраться на вехнюю палубу. Всех, кто сумел выбраться на верхнюю палубу, удалось спасти. Когда огонь вырвался из нижних жилых помещений и охватил верхние надстройки, к судну приближаться уже не было никакой возможности. Как объяснил старпом-спасатель, они выжидали момента, когда обстановка позволит им подойти на катере к корпусу аварийного судна. А это необходимо было сделать для того, чтобы обойти его и обстучать, в надежде услышать ответный стук. Таковы были правила и формально их надо было выполнить. Старпом и в мыслях не мог допустить, что может услышать какой-то ответный стук.
(Добавление)
И вдруг...!!! У старпома, у боцмана и матросов, находящихся на катере, отвисли от страха челюсти, а на головах зашевелились волосы: у одного из иллюминаторов услышали ответный стук. МИСТИКА?! Это что?! Стук с того света?! Когда стук повторился, все поняли, что там живой человек, а не приведение. Этим счастливчиком оказался повар. Раньше он служил на подводной лодке и теперь в сложившейся обстановке автоматически делал всё так, как учили на флоте при борьбе за живучесть. Повар задраил все щели, чтобы не допустить поступления продуктов горения в каюту из коридоров. Его учили, что можно выдержать высокую температуру переборок, сравнительно долго - пониженное содержание кислорода, а вот от угарного газа человек погибает быстро. В общем, моряк остался в живых!
Рассказывая, старпрм чувствовал, что я с недоверием отношусь к услышанному. Что я и все кому он рассказывал об этом до меня, считали, что он "заливает". Поэтому в очередной раз поклялся и перекрестился. А еще добавил, что пластик сыграл пагубную роль для экипажа.
Обгоревший траулер отбуксировали в Мурманск, где его могли видеть моряки проходящих мимо судов.
Возвращаясь из очередного рейса, мы также печально смотрели на этот обгоревший остов и с ужасом представляли картину происходящего где-то там в бескрайней и холодной Атлантике,
Рассказ старпома я услышал гораздо позже увиденного и признаюсь, что до сих пор не могу поверить, что можно остаться в живых в такой, казалось бы, безвыходной и безнадёжной ситуации.
Но с судьбой не поспоришь! Храни вас, ГОСПОДЬ. моряки!
73с |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 22 Января, 2017 - 17:30:08
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
ОБЛЕДЕНЕНИЕ
""""""""""""""""""
Можно продолжительное время ходить в море, но ни разу не попасть в зону, где возможно обледенение судна.
А обледенение - не менее опасный и коварный враг для моряков, чем пожар. Рыболовным судам часто приходится работать в высоких широтах, где низкие температуры воздуха и частые шторма - обычные природные явления в зимние периоды. С точки зрения безопасности мореплавания траулеры небольших размеров не должны находиться на промысле в зонах, где в зимнее время создается крайне высокая опасность обледенения. К таким зонам в первую очередь можно отнести Лабрадор, Ньюфаундленд, острова Шпицберген и Медвежка, а также северные районы Баренцева моря.
Но треска, окунь и палтус образуют большие скопления именно в этих районах и особенно в зимние месяцы. Поэтому рыбаки идут сознательно в эти районы промысла. Если рассуждать реалистически, то море само по себе уже является зоной риска. Возможно этой своей особенностью оно и привлекает к себе, заставляя человека побороться с ним в открытой схватке. К великому сожалению, человек иногда проигрывает в этой борьбе, расплачиваясь жизнями моряков.
Угроза безопасности судна при обледенении наступает тогда, когда количество накопившегося льда на корпусе судна выше двух процентов от его водоизмещения. Для траулеров типа СРТ и РТ - это свыше 10 тонн. Превышение этой массы приводит к потере остойчивости судна. Опрокидывающий момент нарастает и становится выше восстанавливающего. Траулер теряет способность к управлению, поэтому его разворачивает лагом к волне и переворачивает вверх килем. У моряков это называется ОВЕРКИЛЕМ. Практически получается непредвиденное совпадение опрокидывающих сил: сильного шторма, высокой волны и потерей остойчивости. Нарастание льда на верхних надстройках палубы, бортах и такелаже происходит с катастрофической скоростью. Антенные стойки становятся похожими на телеграфные столбы. Спасательные шлюпки и шлюпбалки превращаются в сплошные глыбы льда. Таким образом, все спасательные средства становятся непригодными для использования. КАТАСТРОФА!
Немало рейсов на траулерах типа РТ проходило у берегов о. Медвежий и Шпицбергена в зимних условиях. Низкие температуры воздуха не приводили к обледенению, если море не штормило. Правда, палубной команде доставалось по полной мере. Так как РТ работали по бортовой схеме траления, поэтому при подъеме трала и при начальном этапе спуска судно приходилось располагать лагом к волне и ветру. Даже при небольшой волне моряки подвергались постоянному воздействию на них забортной воды, т.к. борта были низкими. При отрицательных температурах такой "душ" - очень неприятная процедура. Обработка поднятой на борт рыбы происходила на открытой палубе, поэтому подать её на разделочный стол (рыбодел), отрубить голову, ошкерить надо было как можно быстрее: иначе рыбины превращались в колотушки. Иногда и того хуже- часть рыбы схватывалась в ледяную глыбу. Но при этом не образовывались водяные брызги, а, следовательно, условия обледенения отсутствовали. |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 28 Января, 2017 - 18:52:49
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
Для БМРТ , у которых кормовая схема траления, высокие борта и закрытая рабочая палуба, угроза критического обледенения маловероятна.
Работая на Ньюфаундленде зимой в 1958 году на БМРТ-254 «Николай
Островский» (позывной UFSL) пришлось наблюдать весь сценарий обледенения одного из Норвежских траулеров с размерами , как у наших типа РТ: не более 40 метров в длину и не менее 9-10 метров в ширину с низкими бортами.
Работали в группе судов. Уловы были хорошими. Но неожиданно снизилась температура, заштормило до урагана, пошла тяжелая высокая волна. Вся группа штормовалась, в том числе и норвежец. Шторм затянулся. Первые два дня мы могли наблюдать в бинокль, как команда на этом траулере боролась с обледенением. Чувствовалось, что моряки, обессиленные непрерывной обколкой льда, уже не справлялись с нарастающим ледяным покровом. Судно превращалось в большую ледяную глыбу. Сигнала бедствия в эфир не поступало. С рассветом четвертого дня мы потеряли из виду этот траулер. Часто бывает, что шторм разбрасывает штормующиеся траулеры на большие расстояния. Но наш капитан был явно чем-то обеспокоен и не исключал гибель норвежского траулера. Действительно-случилось худшее. В полдень четвертого дня штормования с берега пришла радиограмма-молния в адрес тех наших БМРТ, которые штормовались в пределах видимости норвежского траулера. Наше руководство просило сообщить о возможности поиска норвежского траулера. Видимо, Норвежские власти обратились к нам за помощью. Огромная волна и не стихающий штормовой ветер вынуждали капитанов держать курс только новом на волну. Малейшее отклонение от заданного курса валяло судно до критических значений бортовой бортовой качки. Активный поиск был невозможен. Моряки знают, что значит штормоваться во время крутой волны и сильного ветра. Особенно становится некомфортно, когда направления волны и ветра не совпадают. Погода немного утихомирилась только на шестые сутки. На общем промысловом совете капитанов никто не мог сообщить каких-либо обнадеживающих сведений о пропавшем траулере. Все понимали, что погиб он от обледенения.
Прошло почти десять лет. Тревожная обстановка, вызванная обледенением, сложилась в группе наших траулеров типа РТ в Северо-Западной Атлантике. Кому-то из руководства пришло в голову организовать экспедицию РТ на жидком топливе в СЗА. Если не ошибаюсь, это происходило в период с осени 1965 года в зиму 1966-го. Крупнотоннажные траулеры давно освоили этот район промысла, тогда как для траулеров типа РТ он был в новинку как в промысловом, так и в климатическом отношении. Опробывалась новая промысловая схема работы РТ с промысловыми рефрижераторами (ПР) типа «Рембрандт» Голландской постройки, а также с плавбазами (ПБ) «Даурия» и «Севрыба» типа «Пионерск» Польской постройки.
Схема заключалась в следующем. Траулер обрабатывал выловленную им рыбу и помещал её в, так называемые, “авоськи”. Каждая из них вмещала до тонны обработанной рыбы (плюс-минус 300 кг.). Вот такая гирлянда из пяти-семи штук таких “авосек” на капроновом тросе выбрасывалась за борт . Затем, ПР или ПБ по своим кормовым слипам поднимали такую гирлянду к себе на палубу. Рыба уходила на рыбофабрику, замораживалась и укладывалась в трюмы. Таким образом, рейсы РТ продлялись до трех месяцев. Необходимое снабжение и продукты траулеры получали на плавбазах.
Сложностей было много, всё корректировалось по ходу складывающихся обстоятельств. Но, как это часто бывает, забыли про овраги. А у природы таких оврагов-масса. Если в слове «овраг» отбросить букву “О”, то получим слово “ВРАГ”. Вот таким врагом для РТ оказалось ОБЛЕДЕНЕНИЕ. Резкое понижение температуры воздуха, штормовой ветер и высокая волна создали
(Добавление)
идеальные условия для обледенения. ПРТ «Сказочник Андерсен» в это время так же находился в этом районе в своём пробном рейсе при переходе из Дании в Мурманск. Мы так же вынуждены были штормоваться в общей группе промысловых судов. Своими глазами видели, как моряки штормующихся РТ боролись с обледенением. Капитаны зтих судов постоянно докладывали руководителю промыслового района о результатах состоянииборьбы с обледенением, об остойчивости судов, о психологическом состоянии экипажей. Моряки работали на пределе своих возможностей. Особенно тяжелая обстановка сложилась на одном из траулеров. Положение усугублялось тем, что капитан не успел сдать “авоськи”, мороз образовал из них единую глыбу льда массой не менее пяти тонн, от которой невозможно было избавиться. Создался критический крен. Соотвествующая опрессовка топливных танков не устранила его. Остойчивость нарушилась. При таком крене команда не могла полноценно заниматься обколкой льда. Один из моряков погиб, сорвавшись с надстройки. Двое получили серьёзное обморожение обоих рук. Судно находилось на грани оверкиля. Руководитель промысла распорядился, чтобы наш капитан Кретов готовил катера к спуску на случай, если потребуется помощь экипажу траулера. Он знал, что у нас на борту имелись современнейшие катера из пластика-герметичные и практически непотопляемые. Все были готовы к оказанию необходимой помощи. И вдруг та самая природа, которая решила испытать моряков на прочность, смилостивелась и резко повысила температуру до плюсовой. Это помогло огромной глыбе льда из “авосек” сдвинуться от борта и трюмов. Очередной удар волны выкинул часть “авосек” за борт, и судно медленно, но верно, стало вставать на ровный киль. Восстановились остойчивость и управляемость. Когда опасность миновала, вся экспедиция вздохнула спокойно.
Мы по графику должны были следовать в порт и поэтому руководитель промысла приказал нашему капитану забрать с пострадавшего траулера двоих обмороженных и погибшего моряков. Спасенные рассказали , что команда понимала , какая опасность над ними нависла. По палубе активное передвижение было невозможно. Но моряки все же смогли переодеться во все чистое , как того требовала старая морская традиция. Каждый мысленно просил у БОГА спасения и молился, кто как мог. Никто, по-моему, после этого не осмелится убеждать этих двоих, что он им не помог.
(Добавление)
На вопрос, пойдут ли они после этого в море, ребята ответить затруднялись. Каждый из нас понимал, что только время поможет ответить им ответить на этот вопрос. Ребят мучила совесть, что они идут в порт, а их друзья там на палубе продолжат нести суровую службу моряка-рыбака.
После случившегося, по-моему, эта экспедиция была первой и последней.
На одном из траулеров в этой эпопеи капитаном был мой близкий родственник Кудринский Александр Михайлович. Тот самый, который, будучи вторым штурманом, подвергся нападению по пути от бухгалтерии до судна. Двое суток его команда боролась с обледенением. Он, как капитан, понимал, что перерыв при обколке льда недопустим. Силы моряков были на пределе. Потеря концентрации внимания в любой момент могла привести к гибели человека. Чтобы сохранить остойчивость, пришлось опрессовывать топливные танки. Двое суток капитан не смыкал глаз. Аналогичное происходило на каждом из РТ.
Капитан траулера, оказавшегося в особо опасной ситуации, по приходу в порт по собственному желанию перешел на береговую работу. Но такое желание продлилось недолго: через год он снова вышел в море. Не выдержала морская душа береговой рутинной жизни. Рутина оказалась страшнее обледенения.
Если однажды море позвало, то это – НАВСЕГДА.
73с |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 08 Февраля, 2017 - 13:11:20
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
О РАДИОСВЯЗИ И ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИИ (ЭРН)
""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
На первый взгляд, может показаться странным, что речь пойдет о том, без чего траулеры в море, казалось бы, работать не смогут.
У многих современных людей может сложиться впечатление, что рыболовный флот родился одновременно со всей современной, необходимой для него, аппаратурой радиосвязи и электрорадионавигации.
На самом же деле траулеры бортового траления типа РТ до середины 50-х годов прошлого столетия имели очень скудное оборудование.
В радиорубке стояла радиостанция ПАРКС-0,08 с очень ограниченными возможностями по всем параметрам.
Глубину под килем определяли с помощью эхолотов типа НЭЛ-3 и НЭЛ-5Р, с ограниченными максимальными показателями до 300-500 метров. Самописцы этих приборов заправлялись рулонами специальной бумаги, на которой фиксировались отраженные от грунта эхосигналы. Если над грунтом имелись значительные скопления рыбы, то НЭЛ-5Р позволял определять их наличие. Эхолот практически работал круглосуточно, по-этому в рейс приходилось брать большое количество рулонов специальной эхографической бумаги.
(Добавление)
Её постоянный дефицит заставлял использовать каждый рулон вторично. По-этому бумага подсыхала, качество записи эхосигналов снижалось, но других вариантов экономии бумаги просто не существовало. А вот когда вели промысел на свале глубин от пятисот до тысячи и более метров у берегов о. Медвежий, приходилось самовольно вносить некоторые схемные изменения в эхолотах НЭЛ-5Р. Это расширяло их технические возможности, что позволяло, в свою очередь, производить облов глубоководных пород рыб таких, как палтус, окунь и макрорус.
Судовые радиолокационные станции (РЛС), необходимые для работы траулеров в больших промысловых группах, при работе в прибрежных районах и при следовании по Кольскому заливу в условиях ограниченной видимости практически отсутствовали. Всего на нескольких судах имелись РЛС английской марки "Зарница".
Направления движения судов устанавливалось и определялось с помощью магнитных компасов, т.е. также, как и во времена парусного флота.
Радиопеленгаторы стояли, в основном, с вращающимися однорамочными антеннами прямоугольной и круглой формами. Вращение такой антенны производилось вручную. Штурман или начальник радиостанции во время пеленгования искал минимум слышимости пеленгуемого сигнала путем вращения антенны пеленгатора. Такой способ пеленгования вызывал много нареканий к конструкции передачи вращения с мостика к наружной антенне, т.к. часто нарушалось герметичность. А так как весь этот механизм располагался над штурманским столом, любое поступление соленой воды наносило повреждения навигационным и промысловым картам.
(Добавление)
Ещё допотопнее производился замер скорости судна во время его движения с тралом. Этот параметр очень важен для процесса траления. По-этому вахтенный штурман периодически контролировал его значение. А делалось это таким образом. На планшире правого борта имелось две отметки красной краской. Одна у носовой траловой дуги, а другая - у кормовой. Расстояние между отметками было известно. Вахтенный штурман с секундомером в руках давал команду одному из матросов, который у носовой дуги выбрасывал за борт какой-нибудь ненужный плавучий предмет. Штурман в этот момент запускал секундомер. Второй матрос давал отмашку в тот момент, когда брошенный предмет пересекал линию отметки у кормовой дуги. Штурман по его отмашке останавливал секундомер. На мостике имелась таблица соответствия фактической скорости засеченному времени. Если скорость не соответствовала требуемой, штурман через переговорную трубу заказывал в машинное отделение необходимые обороты.
Вот прочитали Вы написанное и, наверняка, подумали: каменный век какой-то. Но это было и, сравнительно, не давно!
Хочу напомнить, что речь идёт о рыболовных траулерах типа РТ.
Жизнь требовала существенных и быстрых изменений. Моряки совместно с соответствующими разработчиками (конструкторами и изготовителями) понимали важность немедленного переоснащения.
По-этому интенсивное перевооружение началось во второй половине 50-х годов.
В радиорубках массово устанавливались радиопередатчики типа "Ёрш-Р" мощностью 100 ватт и радиоприёмники типа "ПРВ" и "Волна". А чуть позже пошли знаменитые приемники Р-250. Мы их звали приемниками всех времен и народов.
Перечисленная аппаратура радиосвязи верой и правдой служила рыболовному флоту до конца прошлого столетия. |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 08 Февраля, 2017 - 16:08:06
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
Параллельно с установкой новой аппаратуры радиосвязи очень активно и массово производился монтаж радиолокационных станций типа "Створ". Его тактико-технические данные удовлетворяли требования судоводителей, работающих на РТ. Правда, конструктора допустили допустили существенную недоработку: привод вращения антенны оказался маломощным, по-этому антенна при сильном шторме не могла преодолевать сопротивление ветра и работала рывками. "Секторила"- так отзывались эксплуатационники. Следовательно, и картинка на экране РЛС не отражала реальной обстановки. Правда, на замену "Створам" сравнительно быстро пришли РЛС типа "Донец" и "Дон". В них отсутствовали все недостатки РЛС "Створ".
Так же быстро и массово на всех типах РТ были установлены гирокомпасы типа "Амур" и "Курс-3М" - аппараты выносливые и надежные. Они работали параллельно с магнитными компасами.
А вот разработчики гидроакустической поисковой аппаратуры, по-моему, так и не смогли ничего существенного предложить для траулеров типа РТ. Массового применения ни одна из разработок так и не получила.
Установки какого-либо оборудования для контроля движения, так называемых, "лагов", моряки так и не дождались. Положение усугубилось после трагического случая в 1957 году с одним из дизельных траулеров типа "Пионер" Английской постройки. На всех траулерах этой постройки англичане установили лаги. Но, в результате безграмотной эксплатации такого лага, один из траулеров затонул в своем первом и последнем рейсе. К счастью, обошлось без жертв- моряков удалось спасти.
(Добавление)
Начальство, с перепугу, распорядилось "заглушить" лаги на всех "Пионерах". Такое распоряжение вызвало удивление и не понимание со стороны капитанов. Но они не смогли победить "мудрость" берегового начальства - лаги были заглушены.
Несмотря ни на что, морские трудяги-работяги паровые и дизельные РТ терпеливо перенесли все этапы своего развития, в том числе и упомянутое мною переоснащение радио и электрорадионавигационного оборудования.
Но всему приходит конец. В первой половине восьмидесятых годов ушедшего столетия последние траулеры были выведены из эксплуатации.
Корабли, как и моряки, неизбежно однажды уходят в свои последние и бесконечно длительные рейсы, подавая сигналы SOS всеми средствами, оставшимися у них на борту.
Жизнь траулеров в Мурманском траловом флоте я считаю ГЕРОИЧЕСКОЙ.
ОДНА ВОЙНА ЧЕГО СТОИТ !!!
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ, НАШИ ДЕТИ, ВНУКИ И ПРАВНУКИ !
73с |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 22 Февраля, 2017 - 18:17:37
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
ПРО АЗБУКУ МОРЗЕ
"""""""""""""""""""""""""
Смысл слова "азбука" понятен всем. Но некоторые могут задать вопрос: "А при чем здесь Морзе? А кто или что это? " Морзе - фамилия человека, который практически зашифровал азбуку. И не только азбуку, но и цифры, а так же знаки препинания. Используя точки и тире, Морзе с их помощью изобразил каждую букву, цифру или знак препинания. Каждая буква составлена из точек или тире в разных их сочетаниях и количествах. Например: одна точка (.) означает букву "Е"; одно тире (-) - букву "Т"; четыре точки(....) - буква "Х", а четыре тире (----) - буква "Ш". Цифры составлены из пяти точек и тире каждая. Знак вопроса и знак восклицания составлены из шести точек и тире каждый. Сочетания и последовательность точек и тире свойственны только одному знаку. Вот таким образом родилась азбука Морзе.
В далеком девятнадцатом веке впервые азбука Морзе (морзянка) была применена для передачи информации по проводам с помощью телеграфного аппарата.
С появлением радио морзянка прочно и надежно закрепила за собой ведущее место одного из способов передачи информации на дальние расстояния.
Необходимость обмена информацией между берегом и судами, судами и берегом, а так же судами между собой привела к бурному развитию морской связи. Морзянка заполняла эфир.
(Добавление)
Любой радиооператор на береговом радиоцентре или судовой радист должен был с помощью телеграфного ключа (одностороннего, двустороннего или электронного) перевести необходимый текст, состоящий из букв, цифр и знаков препинания, на язык морзянки, т.е. в точки и тире. А его корреспондент, принимая эти точки и тире, переводил язык морзянки на человеческий язык и выкладывал соответствующий текст на бумагу.
Очень важно понимать, что радиооператор воспринимает каждый знак как отдельно звучащую мелодию, принадлежащую только этому знаку. А вот теперь мысленно представьте, сколько мелодий должен воспринимать при передаче и приеме радиооператор? Естественно, столько же, сколько букв в алфавите, плюс количество цифр и знаков препинания. Поверьте - это не так просто! Умение работать на высоких скоростях (больше 120 знаков в минуту) дано не каждому радиооператору. А высокая скорость в 150-160 знаков и выше была необходима, т.к. с берега от начальства всех рангов шла огромная масса информации. Руководство флотом, партийные, профсоюзные и комсомольские руководители отправляли в море бесконечные наставления и указания, по которым требовалось сообщать обратно на берег о принятых мерах. Личную переписку тоже никто не отменял. Вот и приходилось с помощью морзянки все это перемалывать.
Начальники радиостанций и радиооператоры на берегу трудились добросовестно, не жалея собственных сил и времени.
Важность морской радиосвязи понимали руководители всех рангов, по-этому принимались своевременные меры по обеспечению её оперативности и надежности. Многие радиоспециалисты были удостоены звания "Заслуженный радист СССР".
Правда, надо честно признать, что не все из награжденных владели азбукой Морзе.
(Добавление)
Хорошими учителями и наставниками в подготовке морских радиоспециалистов зарекомендовали себя преподаватели радиосвязи в Мурманском мореходном училище такие, как Кауфман А.Л., Рябинин Н.Ф., Суханов А.И. и др.
Начальники отделов связи флотов Северного бассейна Тестов И.Ф., Нивин И.С., Комаров К.И. воспитали многих классных начальников радиостанций.
Начальник радиоцентра Мурманского тралового флота Чебыкин Ф.Ф. неутанно внушал своим сотрудникам: "Вы должны работать так, что бы морские труженики - начальники радиостанций не имели к нам никаких претензий".
Среди таких тружеников особой заслугой пользовались бессменные флагманские радисты (начальники радиостанций) - мастера высшего класса : Чоп В.И., Петряшов И.В. (в будущем начальник отдела связи тралового флота), Кутазов Н.В., Самков Г.Ф. и многие другие.
На протяжении многих лет, пока в морской радиосвязи властвовала МОРЗЯНКА, всеми радиосвязными делами в Севрыбе руководил Кольцов Василий Дмитриевич. Он досконально знал состояние всех дел на флотах и на радиоцентре. Умело и настойчиво требовал у Министерства рыбного хозяйства всего необходимого, в чем нуждались связисты Севрыбы.
Но прогресс не остановить! Морзянка ушла в прошлое. На смену пришла современная электроника с цифровой технологией. Это, практически, такое же шифрование, только вместо точек и тире используются цифры ноль и единица. А шифрование и дешифрование производит электронное цифровое оборудование. Начальники радиостанций ушли в историю. Это естественный процесс. Если бы подобного не происходило, то все мы до сих пор сидели бы в пещерах. Но морзянка продолжает звучать в ушах моряков-ветеранов, а радиолюбители-фанатики продолжают наслаждаться её прекрасными мелодиями.
ЛЮДИ! Не забывайте про МОРЗЯНКУ.
73с |
|
|
GenkaSV36 |
Отправлено: 25 Марта, 2017 - 18:14:13
|
Newbie
Покинул форум
Сообщений всего: 49
Дата рег-ции: Окт. 2016
Откуда: г. Электрогорск, Московской обл., Россия
|
Честно говоря, я не ожидал такого большого числа просмотров моих воспоминаний. Буду очень рад, если читателями окажутся моряки, вспомнив при этом о своих морских буднях; а, если прочитает молодежь и заразится морской романтикой - буду рад вдвойне.
Приятно осознавать, что желание проверить себя в борьбе с морской стихией, живет в наших внуках и правнуках. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\пусть сбудутся ВАШИ мечты!
Вспоминая морское прошлое, пытаюсь понять, когда зародилось желание пойти в море, поэтому придется вспомнить детство и юность.
Родился в Сибирской глуши: село Ермаковское, Ермаковского района, Красноярского края. Родители - учителя. Детство помню с пятилетнего возраста. Да и как его не помнить ?!
Пятилетним мальчишкой вместе с семьёй оказался в оккупации.
Почему в 1941 году родители оказались в Морозовске Сталинградской области, объяснить не могу. Но как тянулись беженцы с маленькими детьми на телегах, запряженных волами, забыть не возможно! Нам, мальчишкам, было не понять, почему самолеты гоняются один за другим. Но было очень интересно до тех пор, пока не задымился один из них и не упал где-то вдалеке. В этом первом воздушном бою, увиденным нами, был сбит наш самолет. После этого немецкий истребитель на бреющем полете пронесся над играющими на поляне детьми и расстрелял нас. Как потом оказалось, погибли трое детей и воспитатель из детского садика. Только тогда мы поняли, что пришла настоящая война. Вскоре пришли фвшисты. Немцы рвались к Сталинграду, а в городе, в основном, оставались румыны. Недалеко от нашего дома в мирное время располагалась больница, поэтому немцы превратили её в госпиталь. К нам поселили немецкого офицера-врача с деньщиком, что спасло нас от разграбления.
(Добавление)
Помню, что над нами ежедневно пролетало много немецких бомбордировщиков в сторону Сталинграда, которые, отбомбившись, возвращались обратно. Мы, пацаны, по звуку моторов могли отличать бомбордировщиков от самолетов - разведчиков.- так называемых, РАМ. Они действительно внешним видом напоминали оконные рамы.
В глубине нашего двора располагалось бомбоубежище, а в соседнем - стояли немецкие зенитки. Бомбоубежище, можно сказать, являлось вторым домом.
Госпиталь был переполнен ранеными немцами, поэтому немец - постоялец часто оставался в госпитале. Мы этому очень радовались : значит привезли очередную партию раненых фашистов и под Сталинградом им не сладко. Наша собака Шарик часто приносила во двор отрезанные части рук и ног, а мы с соседским другом-одногодком Толиком спорили, какой-же частью тела являлся тот или иной огрызок.
Хорошо помню повешенных партизан. На поляне стояла большая виселица, на которой были повешены двое мужчин и одна женщина. Румыны сгоняли местных жителей на поляну, а переводчик объяснял, что это партизаны. Помню, что женщины плакали и крестились, а нам малышам было очень страшно.
Помню, как большую группу евреев с детьми гнали куда-то. Жители всей улицы и соседских улиц плотной стеной стояли вдоль заборов. Одна из женщин-евреек неожиданно бросила девочку лет трех-четырех в толпу жителей. Румыны-конвоиры, видимо, не решились бросаться на плотно стоящую стену людей. Эту девочку спрятала у себя соседская женщина, зная, что за укрывательство евреев грозила смертная казнь. После освобождения Морозовска мы играли с этой кудрявой большеглазой девочкой. О дальнейшей её судьбе сказать ничего не могу, т.к. после оккупации семья уехала в Сибирь к маминой сестре в деревню Капторево, красноярского края. Там встретили ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Я был учеником первого класса и единственным в классе , кто видел немцев вживую, кто прятался в бомбоубежище от непрерывных бомбёжек и кто встречал своих солдат, освобождавших Морозовск от захватчиков.
Многие дети войны потеряли своих отцов, матерей, братьев, сестёр, дедов и бабушек на полях сражения и в оккупации. Но особенные мучения испытали дети, которые находились на оккупированных территориях. |
|
|
|
Поиск в теме | Версия для печати |
Страниц (6): « 1 2 3 4 [5] 6 » |
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0) |
Баренцево море, траулеры, тропики
« Общение. » |
Похожие темы: Воспоминания. |
|
Темы |
Форум |
Информация о теме |
Обновление |
|
Все гости форума могут просматривать этот раздел. Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе. Все гости форума могут отвечать на сообщения в этом разделе.
|
|
В случае перепечатки материалов обратная прямая ссылка обязательна.
©2009-2024
|
|