Карта Шенгенской зоны.
Свободное движение в Европе.
Первоначальная концепция свободного передвижения была для того, чтобы европейское рабочее население могло свободно передвигаться и селиться в любом государстве ЕС, и в начале не было отмена пограничного контроля внутри Союза. Прорыв произошёл в 1985 г., когда сотрудничество между правительствами отдельных стран привели к подписанию, в Шенгене (небольшая деревня в Люксембурге), Соглашения о постепенной отмене проверок на общих границах, с последующим подписанием в 1990 году Конвенции о применении этого Соглашения.
Реализация Шенгенских соглашений началась в 1995 году, первоначально с участием семи государств ЕС. Родившиеся в качестве межправительственной инициативе, события, вызванные Шенгенскими соглашениями в настоящее время включены в своде правил, регулирующих ЕС.
Сегодня, Шенгенская зона включает в себя большинство государств ЕС, за исключением Болгарию, Хорватию, Кипр, Ирландию, Румынию и Великобританию. Тем не менее, Болгария и Румыния в настоящее время в процессе присоединения к Шенгенской зоне. Не входящие в ЕС государства Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
Полицейские проверки.
Любой человек, независимо от национальности, может пересекать внутренние границы, не подвергаясь пограничному контроля. Однако компетентные национальные органы могут проводить полицейские проверки также на внутренних границах и в приграничных районах, при условии, что такие проверки не являются эквивалентом пограничного контроля. Это справедливо для случаев, когда, в частности, проверки не имеют пограничный контроль как цель и основаны на общей информации, полиции и опыт. Это справедливо и тогда, когда проверки проводятся в порядке, явно отличается от систематических проверок на границе и на основе рейдов. При таких обстоятельствах, полиция может, например, попросить вас идентифицировать себя или задавать вопросы относительно вашего пребывания, в зависимости от цели проверки.
Если есть серьезная угроза общественному порядку или внутренней безопасности, страны Шенгенской зоны в исключительных случаях может вновь пограничный контроль на своих внутренних границах на ограниченный срок не более тридцати дней. Если такой контроль будет вновь, тогда другие страны Шенгенского соглашения, Европейский парламент и Комиссия должны быть проинформированы общественность.
Более подробную информацию о контроле на внутренних границах могут быть найдены в суждениях Суда Европейского союза, а также в докладах Комиссии на внутренних границах о функционировании Шенгенской зоны.
Свобода и безопасности для путешественников.
Положения Шенгенского соглашения об отмене контроля на внутренних границах Союза, в то время как ужесточение контроля на внешних границах, в соответствии с единым набором правил. Эти правила охватывают несколько направлений:
общий набор правил, применяемых к людям, пересекающих внешние границы ЕС, в том числе типы виз необходимы, какие проверки на внешних границах должны быть проведены;
согласование условий входа и правил по оформлению виз для краткосрочного пребывания (до трех месяцев);
расширение сотрудничества полиции (в том числе прав кросс-пограничного контроля и по горячим следам);
сильнее судебное сотрудничество через быструю систему и передачи исполнения судебных решений о выдаче
создание и развитие информационной системы Шенгенской (SIS) документы, необходимые для путешествий по Европе.
Условия вступления в Шенгенской зоне.
Присоединение к Шенгенской зоне не просто политическое решение. Страны также должны выполнять список предварительных условий, таких, как быть подготовлены и имеют возможность:
взять на себя ответственность за контроль внешних границ от имени другой страны Шенгенского соглашения и выдавать единые шенгенские визы;
эффективно сотрудничать с правоохранительными органами в другими странами Шенгенского соглашения, с тем, чтобы поддерживать высокий уровень безопасности, как только пограничный контроль между странами Шенгена будет отменен;
применять общий набор правил Шенгена (так называемый "Шенгенское соглашение"

Страны-кандидаты проходят "шенгенскую оценку" до вступления в Шенгенской зоне и в дальнейшем периодические оценки, для обеспечения правильного применения законодательства.