Форум для моряков рыбного флота » Общий раздел. » Тематические статьи - обо всем, что связано с морем. » Промысел на Мурмане 1906-1910 годы.

Страниц (1): [1]
 

1. Boroda - 19 Апреля, 2012 - 00:10:03 - перейти к сообщению
Здесь приведены небольшие отрывки из статьи о промысле рыбы на Мурмане в начале прошлого века.

Мурманско-канинские рыбные промыслы. О-ва изучения Русского севера. – 1911. №10.

Копытов Николай Лукич.
"В настоящей статье я хочу сообщить те сведения, которые мне пришлось извлечь с 1906 по 1910 гг. включительно, участвуя в промыслах Западного и Восточного Мурмана и в водах Канинского полуострова, преимущественно в траловом, а попутно с ним и немного на ярусном и наживочном деле, на следующих пароходах:
пароход «Erling»а — с мая по август в 1906 г.,
Николай» — октябрь и начало ноября 1906 г.,
«Николай» — с половины марта по октябрь 1907 г.,
«Николай» — с конца апреля по октябрь 1908 г.,
«Андрей Первозванный» — с конца апреля до половины сентября 1909 г.,
«Север» — с начала июня до половины августа 1910 г.

Я был капитаном на этих пароходах, кроме «Erling»а, который был зафрахтован мною на время, и принадлежал норвежцам и плавал, следовательно, под норвежским флагом, а должность капитана на таком пароходе, в силу законов, должна быть предоставлена норвежскому подданному.
На наживно-ярусном промысле я участвовал в 1908 г. с первой половины мая до половины июня; в 1909 г. с половины мая по [758] первую половину июля, а остальное время исключительно на траловом промысле.
Сообщаемые сведения получены мной, во-первых, на основании своего личного опыта, а, следовательно, и засвидетельствованы своевременно документально в виде записей в вахтенные журналы, а во-вторых, также на основании сведений, полученных от русских ярусных промышленников и от иностранцев, посещающих эти воды для производства промыслов на паровых траулерах. Русские промышленники на ярусах, целые десятки [лет], а иногда и всю жизнь занимающиеся промыслами и находящиеся от них в прямой зависимости, как бы инстинктивно знают об нахождении рыбы в том или другом пространстве. Иностранные промышленники, строящие в настоящее время специальные пароходы для применения их к промыслам в данных местах в течении круглого года, и регулярно на них посещающие как нейтральные, так и русские воды, знают очень твердо промысловые работы. Следовательно, в знании мест промыслов как теми, так и другими нельзя сомневаться.".....

...."Считаю необходимым в заключение своей статьи коснуться промыслов наживки.
Как известно, в мурманском ярусном лове доминирующую роль играет наживка, от достатка или недостатка которой зависят всецело промыслы, что и повторяется ежегодным больным вопросом и часто обсуждается правительством, печатью и промышленниками, но покуда ни к какому улучшению не сделано ни малейшего шага и в каждом сезоне телеграммы горестно твердят: рыба есть, нет наживки.
Чтобы понять и оценить всю важность этого вопроса, надо если не быть лично заинтересованным в этом, то хотя бы быть простым очевидцем.
Если привезут случайно на становище 50 трясок, когда надо 300 трясок, какие сцены тогда творятся на благодетеле пароходе; тут монетной системой можно назвать не деньги, а наживку и можно подумать, что находишься на неиссякаемых золотых приисках: в какой бы кабале ни был промышленник, факторист на наживку не отказывает ему в деньгах.
Никакой аукцион, как бы он ни был азартен, не будет иметь такого интереса у покупателей, какой проявляется в данном случае у мурманских промышленников.
Но и такие пароходы с наживкой — редкость для Мурмана, т. к. правильно организованного лова и снабжения наживкой не существует.
Не имея в своем становище наживки, промышленники часто собираются с десяти шняк в одну до пятнадцати человек и едут, подобно легендарным викингам, за 50–100–150 верст искать наживку.
[853]
Бывает и так, что мойва, песчанка или сельдь заходит почти рядом в безлюдные заливы, а про нее никто и не знает; как факт, приведу следующий случай, до некоторой степени рисующий положение.
В озере, лежащем у вершины Амбарной губы, при входе в губу Печенги, благодаря попаданию в него морской воды, несколько лет назад (около семи лет) норвежские наживочные промышленники добыли массу сельдей и увезли несколько грузов на паровых и парусных судах в Вардэ, а русские промышленники, нуждаясь в наживке, выписывали в тоже время для себя свежую и соленую из Вардэ. Когда же стало известно, что норвежцы берут, сельдь в Амбарной губе, поехали туда, а там уже ни сельдей, ни норвежцев не было.
Когда рыбы достаточно на ярусных местах, тогда вблизи берега на одну тряску попадает 50–80–100 и более пуд. рыбы; установившаяся летняя промысловая погода благоприятствует промыслам, но, несмотря на это, отсутствие наживки заставляет людей сидеть, сложа руки, двадцать, иногда и более дней на берегу: будь наживка можно было бы в то время сделать 6–9 трясок7.
В Норвегии, где прекрасно организовано наживочное дело и почти всегда есть наживка, случается, что одновременно в одно становище приходит по три парохода с наживкой; промышленники спешат наготовить ярусов по две тряски для одного выезда, использовав сначала одну и при выборке ее замечают на какой глубине и в которой стороне лучше попалась рыба, после чего туда сейчас же и выставляют другую.
При выезде на промысел и обратно на моторных судах и пароходах, норвежские промышленники всегда имеют возможность заняться чисткой рыбы, распутыванием или наживлением ярусов, если они не вполне готовы; или отдыхают, не боясь быть застигнутыми в море штормом; после чего не удивительно, если им удается сделать по четыре выезда, т. е. по восемь трясок в одну неделю."...

..."В Норвегии, где прекрасно организовано наживочное дело и почти всегда есть наживка, случается, что одновременно в одно становище приходит по три парохода с наживкой; промышленники спешат наготовить ярусов по две тряски для одного выезда, использовав сначала одну и при выборке ее замечают на какой глубине и в которой стороне лучше попалась рыба, после чего туда сейчас же и выставляют другую."...

..."Вполне можно надеяться, что с течением времени, когда предприниматели освоятся с наживочным делом, а промышленники приспособятся к более или менее правильной доставке наживки, тогда найдутся желающее заняться доставкой ее и вести дело без всяких пособий и таким образом у нас создастся наживочный промысел.
В подобном примере стоит только вспомнить Норвегию, где такими мерами организован, а теперь самодеятельно прогрессирует наживочный флот."
2. mustad - 19 Апреля, 2012 - 00:22:12 - перейти к сообщению
Одним из пионеров отечественного тралового лова был капитан Н. Л. Копытов, зафрахтовавший в мае 1905 г. норвежское судно "Эрлинг" для самостоятельного ведения промысла.
Копытов опубликовал первую статистическую сводку об объемах добычи, в том числе по видовому составу улова и районам возможного промысла.
Первый русский траулер "Опыт" в 1907 г. приобрел в Англии архангельский купец Беляевский.
Рижские промышленники братья Малинниковы имели траулеры "Николай" и "Брейн".
В 1913 г. фирма предпринимателя Спаде промышляла в Баренцевом море на траулерах "Север", "Восток", "Запад" и "Юг".

Powered by >